01.06.21

Деловой еженедельник «Юг Таймс» опубликовал интервью с управляющим партнером Адвокатского бюро «Юг» Юрием Пустовитом

Деловой еженедельник «Юг Таймс» опубликовал интервью с управляющим партнером Адвокатского бюро «Юг» Юрием Пустовитом

В преддверии Дня Российской Адвокатуры России деловой еженедельник «Юг Таймс» опубликовал интервью с управляющим партнером Адвокатского бюро «Юг» Юрием Пустовитом.

Краснодар, 26 мая – Юг Times, Елена Иванова.

Адвокатуре удалось стать одной из самых независимых и самодостаточных сфер деятельности, которая регулируется без помощи сторонних сил.

31 мая в России - День адвокатуры. В этот день в 2002 году был принят федеральный закон, регламентирующий деятельность адвокатов. Профессия развивается и совершенствуется, и с каждым годом все сложнее представить без ее участия работу бизнеса, инвесторов, их отношения между собой и властью. О том, что принесут некоторые новые законы, касающиеся экономики, каковы сегодня возможности для развития у только начинающих осваиваться в профессии и меняется ли отношение общества к ней - в интервью «Юг Times».

ЮРИЙ ПУСТОВИТ, управляющий партнер Адвокатского бюро «Юг».

- Юрий Павлович, сейчас готовится реформа процедуры банкротства. Как вы оцениваете изменения? Для кого процедура станет совершеннее - для компаний, судов? Какие изменения, необходимые по вашему мнению, не были приняты?

- Любопытно, что вы свой первый вопрос задали о банкротстве. Боюсь, коротко на него ответить будет очень сложно, а если говорить подробно, потребуется несколько таких интервью, чтобы описать суть реформы. Предложенные изменения затрагивают практически все статьи законодательства о банкротстве. Изменения касаются процесса банкротства с отказом от неэффективных процедур и назначения арбитражных управляющих, что повышает конкуренцию между ними.

Реформа затрагивает и множество иных аспектов. На мой взгляд, основная проблема банкротных производств в России заключается в том, что ни одно из них не приводит к финансовому оздоровлению должника и его возвращению к нормальной хозяйственной деятельности, а неизбежно ведет к открытию конкурсного производства, реализации имущества и последующей ликвидации должника. В предложенном законопроекте есть много полезных предложений, но дождемся, в каком виде он будет принят, и, конечно же, главным мерилом его эффективности станет судебная практика.

ПОРЯДОК НА ПОБЕРЕЖЬЕ

- Для региона немаловажно готовящееся изменение в правовом статусе апартаментов, на кубанском Черноморском побережье много такой недвижимости. Как вы оцениваете нововведения, что они принесут владельцам апартаментов, застройщикам?

- Государство на протяжении многих лет ведет борьбу с точечной многоэтажной застройкой, а также стремится создать комфортную среду для проживания и обезопасить интересы граждан, вкладывающих средства в такое строительство. Так вот, строительство апартаментов - это такой изящный способ эти устремления помножить на ноль. Изначально идея Минстроя была в том, чтобы узаконить уже построенные апартаменты и запретить возведение новых, но внесенный законопроект создает правовые основания для подобного строительства в будущем, введя понятие «многофункциональное здание», где наряду с нежилыми помещениями смогут располагаться и жилые. На мой взгляд, единственным обоснованным видом использования апартаментов должно быть приобретение номера в гостиничном комплексе с возможностью как его сдачи в аренду в числе остальных номеров отеля, так и временного проживания его собственника. Такая практика не будет носить массового характера ввиду высокой стоимости, включающей в себя оплату пользования всей инфраструктурой отеля, не говоря уже о последующей высокой стоимости содержания подобной недвижимости. То есть это не станет способом экономии на строительстве полноценного жилья. Что касается нашего региона, то нам особенно важно строительство качественных отелей в прибрежной зоне с большой территорией и инфраструктурой вместо массовой застройки побережья многоэтажным жильем.

- Если говорить о Черноморском побережье края, существует расхожее мнение, что именно на этой территории законы работают хуже всего, а бизнес подчиняется скорее местным традициям. Наблюдаете ли вы это?

- Нет, я с таким утверждением не согласен. То, что я вижу на протяжении многих лет, - муниципальные, краевые и федеральные власти пытаются привести в порядок и единый облик застройку Черноморского побережья. Огромное количество объектов недвижимости, построенных с нарушением градостроительных норм, было снесено, получить разрешение на новое строительство очень непростая задача, и связана она во многом с планированием территорий и пониманием того, что действительно необходимо построить в данном месте, созданием единого архитектурного облика, социальной инфраструктуры. В Краснодарском крае сосредоточены интересы всех регионов страны, наблюдается высокая экономическая активность, следствием которой является высокое количество судебных споров. Если я не ошибаюсь, то по количеству рассмотренных судебных дел мы находимся на втором месте в России, нагрузка на судей колоссальная. С таким количеством дел, безусловно, случаются и ошибки, но я бы не сказал, что у нас все настолько плохо, как вы говорите. Напротив, порой в иных регионах мы сталкиваемся с такими нарушениями, что я могу открыто сказать, что в нашем крае уже подобное беззаконие невозможно.

ЖИЗНЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ

- Вы оказываете помощь бизнесу. В то же время адвокатские бюро и сами - участники рынка. В этой связи на каком уровне сегодня в крае находится деятельность адвокатских контор, достаточно ли организационно-правовых условий для их качественной работы и развития?

- Ответ на этот вопрос тоже может составить отдельное интервью, но постараюсь изложить кратко. К примеру, наша компания основана в ноябре 1995 года, а с принятием закона об адвокатуре в 2002 году была выбрана форма адвокатского бюро, в которой мы работаем и по настоящий день. Этой форме присущи как достоинства, так и недостатки. В целом к основным минусам существующих форм адвокатских образований я бы отнес недостаточную правовую регламентацию для командной работы, как единая фирма. Тем не менее, это не является препятствием для тех коллег, которые хотят развивать себя как команда единомышленников. В крае работает большое количество высокопрофессиональных адвокатов, которые, как правило, ведут индивидуальную практику. Большинство адвокатов не стремятся к публичности и известны лишь в узком кругу коллег, но ситуация меняется и с каждым годом многие из них открываются рынку, участвуют в рейтингах и заявляют о себе, что не может не оцениваться положительно клиентами. Что касается нашего бюро, то для нас в новом сотруднике важны профессионализм, специализация, опыт, доверие, взаимное уважение и стремление к справедливому балансу между профессией и личной жизнью. У нас довольно длинный и насыщенный рабочий день, много командировок по стране и за ее пределы, поэтому мне всегда сложно беспокоить коллег в выходной день с новыми поручениями и проектами, хотя это случается довольно часто. Более того, порой, приезжая в офис в выходной или праздничный день, чтобы закончить работу, я регулярно вижу своих коллег на рабочих местах, что говорит об их высокой трудоспособности и любви к профессии. Мы всегда открыты для новых сотрудников, и основным критерием для них будет наличие тех ценностей, о которых я сказал выше, однако у нас практически нет текучки и открытие вакансии для нас - нечто экстраординарное.

- Вообще сегодня в адвокатуре достаточно условий для роста новых высококвалифицированных кадров?

- Адвокат - это свободная профессия с огромным количеством вызовов. Преодолев барьер в виде сдачи квалификационного экзамена и присвоения статуса адвоката, открываешь все двери для роста и реализации в профессии, где все зависит прежде всего от тебя. Адвокатская палата Краснодарского края на регулярной основе бесплатно проводит курсы повышения квалификации, приглашает именитых лекторов, в том числе из Москвы. Тот, кто хочет расти и развиваться в профессии, найдет множество способов это сделать, равно как и тот, кому это неинтересно, - множество причин этого не делать.

- Краевой суд говорит о все возрастающей нагрузке на судей, а в адвокатской деятельности имеет место такой показатель? Ощущается ли недостаток профессионалов?

- У клиентов с каждым годом действительно растет количество запросов на юридическую работу. Однако за последние годы очень сильно профессионально подросли штатные юристы клиентов и стали делать более сложную работу своими руками, отбирая ее у адвокатов. Также непрекращающиеся экономические потрясения стимулируют клиентов к экономии. Поэтому, к сожалению, возросшая нагрузка на суды не в полной мере передается адвокатам, но профессиональные адвокаты, безусловно, всегда востребованы и у них высокая загрузка.

ЗНАК КАЧЕСТВА

- Количество выигранных дел - это исчерпывающий критерий для оценки успешности адвоката?

- Нет, конечно. Ведь выигранное дело ничего не говорит о его сложности, роли адвоката в этой победе. Кроме того, необходимо понять, что такое выигранное дело. Если с клиента взыскивают миллиард, а в результате твоей работы взыскали сто миллионов, то это выигрыш или поражение? Я сторонник качественных характеристик оценки успешности адвоката: профессионализм, знание права и судебной практики, понимание бизнеса клиента, государственный взгляд на проблему, знание местной специфики, выстраивание безупречной тактики ведения дела, формирование команды и др.

- Адвокатура тоже подчинятся профильному закону. Комфортен ли существующий сегодня закон об адвокатской деятельности и адвокатуре, чувствуют ли адвокаты себя свободными в осуществлении рабочих задач?

- Существующий закон вполне комфортен для осуществления адвокатской деятельности. За время его действия в него неоднократно вносились изменения и дополнения, чтобы сделать эту работу еще более комфортной. Для меня адвокат - это самая свободная профессия, где ты можешь реализовать себя в полной мере и выбирать себе тех клиентов и те практики, в которых хочешь реализоваться. Но, разумеется, эта свобода не безгранична, она заканчивается там, где ты нарушаешь закон об адвокатуре или кодекс профессиональной этики адвоката, а здесь уже включаются механизмы саморегулирования в лице квалификационных комиссий и советов адвокатских палат. Адвокатура самодостаточна и очищается от недостойных кадров без привлечения к этому сторонних органов, что очень важно для сохранения нашей независимости.

- Если говорить о доступности юридической помощи и защиты в целом, не складывается ли ситуация, когда такая услуга становится чем-то элитарным, как хорошая медицина или образование?

- Для обеспечения доступности юридической помощи законом предусмотрен круг лиц, которым юристы помогают бесплатно. Ежегодно на эти цели из бюджета выделяется огромное количество денег, на мой взгляд, этого достаточно и нет необходимости выдумывать что-то новое. Для всех остальных есть адвокаты с самым широким диапазоном ставок, думаю, каждый найдет для себя вариант по вкусу и кошельку. Лично мое мнение: работа высокопрофессионального адвоката не может стоить дешево, и клиент, обращающийся к такому адвокату, должен быть к этому готов. Вообще, в нашей стране культура платить юристам и адвокатам еще очень молодая, в отличие от Запада, где по определению все понимают, что услуги адвоката не могут стоить дешево.

КРАЕУГОЛЬНОЕ ПРАВО ЭКОНОМИКИ

- Бизнес-омбудсмен Борис Титов говорил о том, что власти на всех уровнях злоупотребляют законами в судах с бизнесом об имуществе (особенно понятиями «срок исковой давности» и «самострой»). Насколько острой вы видите эту проблему? Есть ли в вашей практике подобные случаи?

- Да, к сожалению, эта проблема существует, особенно когда с иском выходит прокуратура или органы муниципальной власти. Нередко им эти сроки восстанавливают или выносят решения об удовлетворении их требований, невзирая на заявление ответчиков о пропуске сроков исковой давности. На мой взгляд, необходимо ужесточить защиту частной собственности и не допускать лишения собственности без компенсации ее рыночной стоимости собственнику и привлечения виновных в создавшейся спорной ситуации чиновников к ответственности. В противном случае запись в реестре о наличии у вас частной собственности в любой момент может быть поставлена под сомнение, что делает владение непредсказуемым, а инвестиции в недвижимость - высокорискованными.

- Сейчас в крае набирает популярность идея медиации. Например, в сфере агробизнеса уже есть определенное соглашение о способствовании такому механизму урегулирования споров. По вашему мнению, насколько бизнес, его владельцы сегодня готовы к такому способу налаживания отношений? Как вы в целом относитесь к институту медиации?

- Мое отношение к этому не лишено скепсиса. За более 10 лет действия закона о медиации неизвестно ни одного значимого спора, разрешенного посредством применения альтернативной процедуры урегулирования спора, также за это время она не приняла массового характера. Из моего опыта, клиенты приходят в суд, исчерпав все возможные способы иного урегулирования спора, когда они не могут и уже не хотят договориться друг с другом. Дешевизна и скорость судопроизводства в России стимулирует стороны судиться, но не искать альтернативные пути урегулирования спора. Рост государственной пошлины за обращение в суд и взыскание с проигравшей стороны всех судебных расходов, включая расходы на оплату работы адвокатов в полном объеме, будет способствовать развитию альтернативных способов урегулирования споров.

РЕГИОН ВЫБИРАЮТ

- Вы сопровождаете крупные инвестпроекты. Насколько вы можете судить, заметно ли снизилась инвестиционная активность в крае в условиях пандемии?

- Падение экономических показателей, наложение санкций и коронавирусные ограничения неизбежно влияют на инвестиционную деятельность, несмотря на все усилия краевых властей по ее поддержанию. Тем не менее, наш регион является одним из наиболее благополучных и на 6-м месте в России по объему привлеченных инвестиций. В крае представлено большое количество иностранного бизнеса, построившего заводы с полным циклом локализации производства, с привлечением местных поставщиков. Ряд инвесторов, несмотря на санкции и экономические потрясения, не сократили и не изменили свои планы по расширению и модернизации существующего бизнеса. Одной из ключевых проблем инвестиций в капитальное строительство действительно является отсутствие электрических и газовых мощностей в нужном количестве в необходимом месте. Наш край в этом плане является энергодефицитным, что, однако, также свидетельствует об экономической привлекательности региона, поскольку такой дефицит вызван именно высоким спросом, связанным с капитальным строительством производства. Есть регионы в нашей стране, где такие мощности есть в избытке, но бизнес туда не идет, поскольку иные показатели нашего края многократно лучше.

- Юридическое сообщество, в том числе ваше бюро, уже заявило о том, что в 2021 году компании встанут перед большим количеством рисков, в том числе таким как шквал новых законов и пересмотр налоговых соглашений. Это уже наблюдается?

- Бизнесу в нашей стране не привыкать к постоянно меняющимся правилам игры, и это проблема, о которой говорят в юридическом сообществе на протяжении многих лет. Что касается пересмотра налоговых соглашений, то это последовательная работа по национализации элит, стремление к обложению доходов в нашей стране на те капиталы, которые ранее выводились по ставке в 5% в офшоры. Уже пересмотрены соглашения с наиболее популярными юрисдикциями - Кипром, Нидерландами, Швейцарией, Мальтой.

От наших клиентов я все чаще слышу при структурировании сделок пожелания о том, чтобы такая структура была прозрачной и непременно в российской юрисдикции. Одной из причин подобного является требование к допуску финансирования отечественными госбанками. Это хорошо для бюджета страны.

С полным текстом интервью так же можно ознакомиться по ссылке https://yugtimes.com/news/68901/

Вернуться