Карантин на курортах Юга

21.09.20

Карантин на курортах Юга

Карантин на курортах Юга

При закрытых границах любители курортного отдыха вынуждены были воспользоваться отечественными «черноморскими здравницами». Но Кубань и Крым ввели жесткие ограничения для въезжающих. Наши коллеги исследовали летнюю практику отдыха в условиях пандемии.

От многих курортников местные власти требовали специальных разрешений или двухнедельной самоизоляции, а к нарушителям применялись строгие санкции. Попытки правозащитников оспорить введенные ограничения оказались безуспешными.

Каникулы строгого режима

В Краснодарском крае особый режим «Повышенная готовность» ввели еще 15 марта. Первоначально подписанное губернатором Вениамином Кондратьевым постановление запрещало проведение публичных мероприятий с числом участников свыше тысячи человек и рекомендовало самоизоляцию для прибывших из уже зараженных СOVID-19 стран (Китая, Италии, Франции, Германии, Испании, Кореи и Ирана). Но уже через три дня предельную численность разрешенных мероприятий сократили до 100 человек, еще через два – соблюдать 14-дневный режим самоизоляции предписали всем вернувшимся из любых государств. 27 марта были закрыты торгово-развлекательные комплексы, залы обслуживания кафе и ресторанов, а гостиницам и санаториям предписали приостановить бронирование и заселение постояльцев. С 31 марта гражданам запретили посещать парки, набережные и пляжи, закрыли горнолыжные трассы, объекты массового отдыха, парикмахерские и салоны красоты, ограничили торговлю.

Вернувшиеся домой после 7 апреля жители края обязаны были две недели оставаться в изоляции, а прилетевшие в Кубань россияне из других регионов – поселиться в обсерватор. 12 апреля ввели пропускной режим, запретив всем проживающим и находящимся на территории края покидать жилье без соответствующей необходимости. Использовать легковые автомобили можно было с 10 до 16 часов при наличии «личной или семейной необходимости и в иных исключительных и неотложных случаях».

Решение о снятии карантина губернатор объявил только 18 июня. При этом сохранилась обязанность ношения масок в закрытых помещениях, прибывших из-за границы помещали в обсерватор. Также продолжали действовать ограничения на посещение парков, набережных и пляжей. Формально многие из них остаются закрытыми до сих пор.

Крымская одиссея

Режим повышенной готовности в Крыму объявили 17 марта. Свободное передвижение было ограничено 3 апреля, а через шесть дней всем приехавшим на полуостров, в том числе из других регионов России, предписали соблюдать двухнедельный карантин. На практике же власти ввели по существу кордоны: согласно заявлению председателя Совета министров Республики Крым Юрия Гоцанюка, приезд «без соответствующего разрешения на пребывание и передвижение по территории республики» является административным правонарушением. Полицию обязали составлять протоколы за нарушение режима самоизоляции непосредственно в аэропорту и на железнодорожном вокзале.

Ограничение на передвижение отменили уже 18 мая (для сравнения – в Москве цифровые пропуска действовали еще почти месяц). А 9 июня требование самоизоляции сохранилось только для вернувшихся из-за границы жителей полуострова и владельцев расположенной на нем недвижимости.

Несвободное плавание

Активные жители курортных регионов пытались оспорить введенные ограничения. Административный иск против краснодарской администрации подали Александр Якимович, Николай Молчанов, Андрей Новожилов, Александр Пейливанов и Екатерина Шатц. По их мнению, такие меры нарушали гарантированное Конституцией России право на свободу передвижения, предпринимательскую деятельность и даже свободу вероисповедания. Равно как губернатор не обладал соответствующими полномочиями. Отклоняя доводы истцов, краевой суд констатировал, что такие права могут быть ограничены: «В случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности». «Генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определил, что вспышка коронавирусной болезни (СOVID-19) представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение», – отмечается в решении суда.

Против карантина в Крыму выступил житель Ялты Владимир Лазович. Но республиканский суд напомнил, что протоколы к Европейской конвенции допускают ограничение свободы передвижения «в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц». «Принимая во внимание необходимость обеспечения прав граждан на защиту жизни и здоровья в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, Глава Республики Крым правомерно ввел режим повышенной готовности. Применение таких чрезвычайных мер обусловлено не только необходимостью обеспечения права на охрану здоровья граждан, но и является единственной возможной мерой защиты населения от массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019)», – заключил Верховный суд Республики Крым.

Кавказские пленники

Контроль за соблюдением карантина в Краснодарском крае возложили в том числе на Кубанское войсковое казачье общество. По данным краевой администрации, составлением протоколов занимались «специальные мобильные отряды самоконтроля». Только за первые десять дней действия строгих мер было зафиксировано более 3,7 тысячи правонарушений, в первую очередь – выход на улицу без острой необходимости.

Судебная практика свидетельствует, что приехавшим прямо в аэропорту вручали предписание о двухнедельной самозоляции, несоблюдение которого могло квалифицироваться как нарушение санитарных требований. В такой ситуации оказалась, в частности, Анна Петербургская, прилетевшая с супругом из Москвы в Краснодар для ухода за болеющей онкологией матерью. В маске и перчатках она отправилась по месту жительства, но на подъезде была выловлена как нарушительница. Суд признал факт правонарушения доказанным и наложил административный штраф в размере 15 тысяч рублей.

В аналогичном проступке уличили также прилетевшего из столицы Ивана Помигалова. Он отрицал необходимость в самоизоляции, так как не был болен инфекционными заболеваниями, не имел признаков таких заболеваний и контактов с инфицированными. Также он не мог оставить двух несовершеннолетних детей. Но, признавая гражданина невиновным, служители Фемиды указали на формальное нарушение – отсутствие в постановлении санитарного врача гербовой печати.

Не удалось привлечь к ответственности и семью Батаевых, вернувшуюся в Сочи из-за границы и отказавшуюся сдавать анализы для исследования на новый коронавирус приехавшим на дом медикам. Однако суд возвратил протокол, составленный чиновниками Роспотребнадзора с грубыми нарушениями.

Черноморский обсерватор

Россиян, пытавшихся въехать в Крым через границу с Украиной через Перекопский перешеек, санитарное ведомство направляло в обсерватор, оборудованный в санатории «Победа» в Евпатории. Но условия содержания устраивали далеко не всех. Так, помещенная в него вместе с малолетней дочкой Ольга Солодкова самовольно покинула обсерватор из-за плохого питания, в том числе детского. Отрицая вменяемое правонарушение, она утверждала, что имеет жилье на территории полуострова и в нем исполнила предписание о самоизоляции. Более того, указ Главы республики о введении режима повышенной готовности она считала «противоречащим Конституции России и ограничивающим свободу передвижения, а следовательно, не подлежащим применению к ней в данной ситуации». Служители Фемиды отклонили такие доводы, не усмотрев препятствий для нахождения в обсерваторе и оснований для изоляции в квартире по месту проживания. На Ольгу Солодкову наложили административный штраф в размере 15 тысяч рублей.

Аналогичное постановление вынесли и в отношении пенсионерки Татьяны Шапошниковой. Она считала помещение в санаторий неправомерным, так как она была зарегистрирована на территории Крыма и могла находиться на самоизоляции в домашних условиях. Впоследствии женщина вернулась в обсерватор, хотя коронавирусная инфекция у нее так обнаружена и не была. Суд констатировал, что постановления об изоляции в домашних условиях выдаются только гражданам, которые пытались въехать на Украину, но не были пропущены пограничниками и вернулись на полуостров.

Уклоняющихся от соблюдения режима самоизоляции санитарные власти госпитализировали в принудительном порядке. Такой иск, например, был подан в отношении жительницы Алушты, которая еще 11 апреля вернулась из Белоруссии и по месту жительства отсутствовала. Суд принял решение о принудительной 14-дневной изоляции в условиях обсерватора для лабораторного обследования. Судебным приставам выдали исполнительный лист для помещения женщины в санаторий «Здравница». Апелляционная инстанция признала решение законным и обоснованным.

Отметим, что в Крыму еще 10 апреля была введена специальная административная ответственность за уклонение от соблюдения карантинных предписаний. В частности, за несоблюдение режима самоизоляции граждан могли штрафовать на четыре тысячи рублей, самовольную поездку на личном автомобиле – пять тысяч.

Справка

По данным Федеральной службы государственной статистики, в апреле-июне гостиницы, санатории, дома отдыха и иные коллективные средства размещения Краснодарского края приняли 191 тысячу постояльцев, Крыма – 31 тысячу. Относительно II квартала прошлого года поток снизился в 11 и 14 раз соответственно.

По оценкам консалтинговой компании JLL, доходность высокобюджетных отелей прибрежного кластера на номер (RevPAR) в июле выросла на 91 процент до 19,1 тысячи рублей в сутки, в среднебюджетных – более чем в два раза, до 7,2 тысячи рублей. Загрузка достигла 80 процентов против 65-70 в 2019 году.

Мнения

Юрий Пустовит, управляющий партнер Адвокатского бюро «Юг», Краснодар

Коронавирус внес значительные изменения в привычный образ жизни каждого из нас. В Краснодарском крае были введены ограничительные мероприятия (карантин), которые значительно ограничили право граждан покидать места постоянного проживания. Гостиницы, санатории и иные средства размещения и отдыха обязали приостановить бронирование и заселение туристов. Карантинные меры практически на еженедельной основе корректировались на основании изменяющейся санитарно-эпидемиологической обстановки. Были введены пропуска различных уровней: желтые на передвижения внутри муниципалитетов, красные – по всей территории Краснодарского края и отдельные для транзитных поездок.

Жизнь, бизнес и профессиональная деятельность приостановились или существенно замедлились. Многие сферы деятельности до сих пор ощущают на себе последствия ограничительных мер, а некоторые так и не смогли открыться после карантина.

На мой взгляд, введенные краевыми властями ограничения были соразмерными и необходимыми. Они хоть и повлекли за собой негативные экономические последствия, но позволили не допустить вспышки эпидемии, а медицинские организации были подготовлены к приему заболевших и достойно справлялись с нагрузкой. Выбирая между экономическими потерями и человеческими жизнями, власти сделали выбор в пользу жизни.

Владимир Соломатин, заместитель председателя совета молодых адвокатов Республики Крым

Самые строгие ограничения, как и вся наша страна, Крым и Севастополь пережили весной. Приезжих пугали обсерваторами, местных жителей – штрафами. Но в июле ситуация на полуострове резко изменилась. Де-юре «режим повышенной готовности» не отменили, но ограничения сильно ослабили. Де-факто туристы, прибывшие с территории России, въезжают и отдыхают на всем полуострове в свободном режиме. И только при размещении в санаториях гостям необходимо было предъявлять справку об отсутствии COVID-19.

От курортного сервиса власти полуострова требуют соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора, что, безусловно, оказывает положительное влияние на эпидемиологическую обстановку. Однако, как это часто бывает, строгость принятых мер смягчилась необязательностью их выполнения как для туристов, так и для бизнеса. Обратной стороной этой медали стала избирательность правоохранительных и контрольно-надзорных органов вместе с большой свободой в трактовке принятых ограничений. Выполнить все правила курортному бизнесу зачастую не под силу, но в каждом объекте общепита, будь то ресторан или столовая, вы обязательно обнаружите антисептик для рук.

В целом, курортный сезон – 2020 на полуострове проходит спокойно, просто с некоторыми особенностями.

Анна Яковлева, владелец частного пансиона в Сочи

Пандемия неоднозначно повлияла на курортный бизнес российского черноморского побережья. С одной стороны, в начале сезона действовали очень жесткие ограничения, фактически исключающие возможность приезда отдыхающих – все прибывшие должны были соблюдать двухнедельный режим самоизоляции, не могли свободно передвигаться, пляжи и почти все иные развлекательные объекты были закрыты. В такой ситуации лететь на юг было бессмысленно.

С другой стороны, после отмены таких мер из-за закрытых границ россияне, прежде критически относившиеся к отечественной туриндустрии и предпочитавшие «турецкий берег», ринулись в Сочи, Геленджик, Анапу и Крым. Существенно возросли загрузка и цены. По совести надо признаться, что для владельцев большинства отелей, санаториев и иных объектов размещения 2020 год стал одним из самых удачных. Причем рентабельность возросла как в премиальном сегменте, так и у хостелов и даже частного жилья.

Наша юридическая компания подготовила материалы о том, какие правовые риски может нести COVID-19 для бизнеса, возможно это будет Вам интересно. Читать подробнее...


× Закрыть